Мамабум: читайте статьи нашего журнала

Нормы развития речи у детей

Мы учимся речи в течение всей жизни — точнее, лаконичнее, изысканней, жестче, решительнее — со временем мы доводим ее до того уровня, который помогает нам эффективно общаться с окружающими. Если мы с этой задачей не справляемся — часть людей перестает нас правильно понимать, общение сходит на нет. 

Нормы развития речи у детейОсобенно важно развитие речевых навыков у детей, ведь если оно проходит с нарушениями, круг общения ребенка ограничивается, снижается количество информации, получаемой им при беседах со взрослыми - нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Таким образом, нарушение развития речи может приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, однако их можно избежать, контролируя течение развития речевых навыков. Предлагаем вашему вниманию информацию  о нормах развития речи у детей от рождения до 7 лет. 

Возраст до 1 года  

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между «a» и «э».

Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление).

На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.

5-6 месяцы жизни - гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители привимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.

Нормы развития речи у детей9-10 месяцев - очень активный лепет, состоящий из 4-5 гов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые свовесиые высказывания («ладушки», «copока», «где лампочка?» и т.д.) начинает понимать слово «нельзя».

11-12 - время появления первых слов.

К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Возраст от 1 года до 2 лет

Несмотря на то что в этот период начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. 3вукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени  не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), начинают появляться глаголы (дай, иди), прилагательные (6ольшой-маленький). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.

Нормы развития речи у детейВозраст от 2 до 3 лет

Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.  

Возраст от 3 до 4 лет

Дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

Возраст от 4 до 5 лет

Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова-антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки Л и Р.

Возраст от 5 до 7 лет

Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.

Чутко Л. С., Ливинская А. М. Специфические расстройства речевого развития у детей. СПб., 2006.

Рекомендуем почитать



  • Готовы ли вы стать мамой?
    Есть хорошие истории про девочек, которые, едва ступив своими ножками на пол и отпустив мамину руку, хватают куклу и начинают нянчить ее, мечтая завести детей.

  • Питание во время беременности
    «Мы то, что мы едим», говорят французы. Справедливо.

  • Материнский капитал в 2011 году
    Что такое материнский капитал, каков его размер и кто имеет право на его получение?

  • Эпиляция во время беременности
    Итак, наш организм во время беременности преподносит огромное количество разного рода сюрпризов, ведь в этот период он работает буквально «на износ»: гормоны бушуют, и волосяной покров зачастую увеличивается вдвое (особенно если малыш внутри вас мужского пола).
Оксана Рута
Спасибо, давно искала информацию. А в этой статье как раз она в полном объёме. Хочу добавить, что мамочкам, прошедшим через кесарево сечение или трудные роды, обязательно нужно как можно быстрее обратиться к остеопату,...
ещё »
9 мар 2016 г.
Чтобы прокомментировать статью зарегистрируйтесь или войдите в Мамабум

« К списку категорий